Минск

Фестиваль Театральный Куфар. Как это было

Фестивали как люди. Не могут быть похожими друг на друга.

И дело здесь ни в возрасте, ни во внешней форме, ни в месте проведения фестиваля, ни в количественном и качественном составе участников, а в чём-то неуловимом, но абсолютно конкретном, что принято называть в театре «атмосферой», а в человеке – душой. И на «Театральном Куфаре – 2011» эта душа была!

Об этом думала я, наблюдая за стекающими по стеклу каплями дождя, в поезде Минск-Москва, увозящем нас из солнечной белорусской осени домой, в Екатеринбург.

Закончился восьмой международный студенческий фестиваль, собравший в последнюю неделю сентября на площадках минского государственного университета театры из 16 стран мира.

Коллективы из Марокко, Бразилии, Германии, Прибалтики, Израиля, Нидерландов, Словении, Украины, Сербии, Грузии, Белоруссии и России в течение шести дней представляли видение театра и себя в его пространстве. И, несмотря на то, что обычно на сцене разговор шёл на родном языке актёров, зал относился с неизменным вниманием к работам своих коллег. Я не оговорилась, именно коллег, потому что здесь абсолютно не ощущалось духа соревнования и соперничества, зато сотрудничества – вполне! Таких тёплых, искренних, продолжительных аплодисментов, чутко встречающих малейшую актёрскую удачу, нечасто услышишь в рамках конкурсных программ. Хотя, безусловно, не все спектакли отличались высоким уровнем мастерства, что, в общем, никогда не было главным для студенческих фестивалей. Но именно здесь, на «Куфаре» я поняла, что есть нечто более важное, нежели театральные показы. Я говорю о постоянном взаимодействии зрительного зала и актёров на сцене. Живые, непосредственные реакции зала на всё происходившее на площадке, постоянная поддержка зрителей рождали ощущения единого фестивального пространства, живущего в унисон. И нам было радостно осознавать себя частью этого огромного и доброго существа по имени «Театральный Куфар».

К слову о доброте. Это ещё одна тема для размышлений, рождённая фестивалем. Нельзя было не обратить внимания на то, что драматургический материал, послуживший основой для большинства спектаклей, при всей своей интернациональности, практически всегда был обращён к простым человеческим истинам – любви, дружбе, ценности личности в этом мире. Первая же работа, открывшая фестиваль – спектакль «Дети сердца» театра из Тель-Авива весело, незамысловато и понятно даже без перевода рассказал историю про четырёх ребят, отправившихся спасать «сердце земли». Оно было разбито (кто же сегодня станет с этим спорить?), и только неразрывная дружба этих четверых дала надежду на спасение мира. Наивная и добрая, как детская сказка, эта история – притча обращалась к сердцу каждого из нас, ненавязчиво напоминая о том, что большое зависит от малого, что вместе мы можем многое, и задавала тон всему фестивалю. Белорусская студия «Арт-вояж», красиво и стильно смешав стихи Роберта Рождественского и пластику в стиле Пины Бауш, начала разговор о современной женщине, уверенной и сильной, но такой слабой и беззащитной наедине с собой, так нуждающейся в любви, в мужчине, который просто был бы рядом. Эту же тему продолжил, завершая первый фестивальный день, ещё один белорусский театр «На балконе». Пьеса «Дуэт одной женщины» турецкого драматурга Азиза Несина, самостоятельно переведённая театром на белорусский язык, вновь была о женщинах, продолжающих и после смерти ждать своего любимого. Спектакль был наполнен символами, выводящими разговор двух женщин на уровень размышления о чувстве, способном стереть любые границы. Сложным для актрис оказался предложенный режиссёром способ существования: девочки не всегда попадали в партитуру подтекстов, хотя заявленная тема была им явно близка и интересна. Так же, как и в предыдущем спектакле по рассказу Рея Бредбери «Костюм цвета сливочного мороженого», представленного театром «7 этаж» белорусского университетом культуры и искусства. Несколько запутанной получилась история друзей, купивших сообща один костюм. Вокально-танцевальные вставки, безусловно, были динамичны, но ничего не добавляли, а скорее мешали актёрам, необыкновенно обаятельным ребятам, очень убедительно нуждавшимся в хорошем, дорогом костюме.Мелкие неудачи спектакля с лихвой восполнялись плещущим через край удовольствием актёров от игры на сцене и абсолютного контакта с благодарным зрителем. Завершился первый фестивальный день вечеринкой открытия. С белорусским национальным угощением, приветственными номерами театров - хозяев фестиваля, весельем до утра и общением на интернациональном языке жестов.

Не стану столь подробно описывать последующие фестивальные дни. Отмечу лишь особенно запомнившиеся спектакли. Спектакль «Арт» по пьесе Ясмины Реза в исполнении театра «Сатрап» белорусского технического университета опять обращался к теме дружбы, которую не способно разрушить даже «выдающееся» произведение искусства ценою в 200 000 тысяч франков. Игра ребят оставила необыкновенно радостное впечатление от владения далеко не основной профессией на серьёзном уровне. Умно, тонко, легко и точно рассказали они о взаимоотношениях трёх друзей на границе кризисного возраста, подробно исследуя психологические глубины достаточно сложной пьесы.

Тема, выбранная театром Белградского университета из Сербии, относилась скорее к миру политики, но, к сожалению, была близка и понятна каждому в зале, независимо от того, из какой части света они приехали. Спектакль «Рувинзоры» с залихватским весельем (а что ещё остаётся?) рассказал о печальных приключениях в бюрократических кабинетах фантастического продукта, изобретённого на счастье людям, но с людьми так и не встретившегося. Необычная и непростая форма существования на стыке площадного и литературного театров изумительно была освоена актёрами. Огромный и несценичный текст ребята сделали интересным и воздушным. Красиво и изобретательно,демонстрируя великолепное владение речью и пластикой, они с помощью четырёх передвижных лесенок создали целое шоу, исполнив в финале ещё и зажигательный танец красных колготок бюрократии.

Конечно, запомнилось гораздо больше, о многих спектаклях хотелось бы ещё упомянуть, но с этой задачей отлично справляется дневник фестиваля, который можно прочитать на сайте «Куфара». Но после всех спектаклей осталось ощущение, что неслучайна схожесть тем в работах студенческих театров. Видимо, абсурдизм, модернизм, символизм и другие «измы» утратили притягательность для сегодняшней молодёжи. Они хотят говорить простым языком о вечных проблемах, близких и понятных любому человеку.

Но фестиваль – это не только спектакли. Это замечательные мастер-классы режиссёров из Португалии и Венгрии, это обсуждения, это вечеринки в ночном клубе. Кругосветное путешествие меркнет по сравнению с вечером знакомства стран, где, после всех национальных угощений и песен, народ перемешался в безграничном белорусско-мароканско-бразильском танце. И символом этой ночи стало объявление о родившемся у председателя жюри Петера Форгаша сыне!

Мы уезжали с фестиваля, увозя Гран-при, награду от интернет-портала «Театральная Беларусь», приз за лучшую женскую роль и огромное чувство благодарности за тёплый приём на этом удивительном фестивале «Театральный Куфар-2011»!

>художественный руководитель
молодежного театра - студии "Галёрка"

 

| + - | RTL - LTR